Выбрать регион: Красноярск

Водитель из Шанхая

Говорят, что у нас туго создаются профессиональные ассоциации. Далеко не всегда. Но те профессиональные объединения, которые созданы инициативой снизу, всегда имеют неповторимое, порой даже национальное, своеобразие.

В последнее время тенденция образования неформальных профессиональных союзов наметилась в общественном транспорте. Точнее, среди водителей «маршруток». С позиций международной солидарности трудящихся оно, вроде бы, и неплохо, а для горожан — еще как посмотреть. Дело в том, что в последнее время удалось отстроить систему взаимоотношений (в том числе и правового характера) с владельцами маршрутных автобусов. Появилась реальная возможность избавиться от тех негативных моментов в работе коммерческих перевозчиков, которые, кажется, „достали“ уже всех красноярцев. Но представим следующую ситуацию. Владелец пытается привести график работы своих водителей в соответствие с трудовым законодательством. Первое же следствие — сокращение часов за „баранкой“ с возможным и финансовыми потерями для водителей. И вот тут человек двадцать заявляют не разумному предпринимателю: „Да пошел ты…“— перелезают через забор и уходят к более сговорчивому. Говорят, прецеденты были. Но, во всяком случае, редкий хозяин выдержит столь массированную атаку, даже если она всего лишь „психическая“. А причина простая. Резервы квалифицированных водительских кадров в Красноярске исчерпаны. Во многом причины аварий с участием „маршруток“ объясняются и тем, что автобусами управляют недостаточно подготовленные водители.

Профессионалы, работавшие на пассажирских автобусах, всегда были шоферской элитой, и, как всякая элита, составляли весьма тонкую прослойку. С ростом количества коммерческих автобусов были «выбраны» все более или менее подходящие кадры в Красноярске.

«Вторая волна» — шоферы из близлежащих районов — положения не спасла. Во-первых, после бесшабашной езды по районным весям к большому городу надо было адаптироваться. Не у всех адаптация прошла безаварийно. Вот и получалось, что в место ожидаемого заработка приходилось выплачивать хозяину ущерб за побитую машину. Возвращаясь на малую редину, такие неудачливые „гастарбайтеры“ разносили молву о царящих в Красноярске драконовских порядках, отбивая желание у других последовать их примеру. Во-вторых, работать приходилось „вахтовым методом“, без каких-либо условий для питания и отдыха. Что опять-таки не способствует без аварийной езде. Со всеми последствиями.

Наконец, есть и «третья волна» — выходцы с Кавказа, которые, по образному выражению одного из представителей КОРТИ, ездят, соблюдая отнюдь не Правила дорожного движения, а „законы гор“.

Очевидно, в ближайшем будущем можно ожидать и «четвертую волну» — китайских водителей. Если только владельцы маршрутного транспорта не воспримут, наконец, настойчивые призывы серьезно заняться подготовкой кадров.

Конечно, обучить молодого водителя, что называется, «с нуля» денег стоит. И у предпринимателей возникают резонные сомнения. Окупятся ли затраты? Не уйдет ли тут же новоиспеченный специалист на более денежное место? Однако механизм гарантий существует. Вполне обоснованным (и юридически грамотным) решением может стать заключение контракта, согласно которому работник, за обучение которого платит предприниматель, обязуется отработать на этом предприятии определенный срок. С соответствующей неустойкой за нарушение условий. Если такая система кадровой подготовки начнет работать, то, возможно, и деятельность „неформальных профсоюзов“ станет более конструктивной.

Михаил Леверальский

05.11.2013, 2377 просмотров

Ключевые слова: образование, профессия, Водитель

Читайте также: